Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа

Вопросы и ответы

ИНФОРМАЦИЯ

об оказании бесплатной юридической помощи



Право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа:

- малоимущие граждане;

- инвалиды I и II группы;

- ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

- лица из числа коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, иные лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам Севера в автономном округе, постоянно проживающие на территории автономного округа и ведущие традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, осуществляющие традиционное хозяйствование в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в автономном округе;

- дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

- лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

- усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

- граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

- несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

- граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

- граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

- несовершеннолетние дети;

- лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

- участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан;

- вдовы (вдовцы) погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак;

- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР;

- инвалиды боевых действий;

- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

- лица, проживавшие во время Великой Отечественной войны на территории СССР, которым на время окончания Великой Отечественной войны (09 мая 1945 года) не исполнилось 18 лет;

- родители погибших (умерших) участников вооруженных конфликтов;

- инвалиды в объеме реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида;

- выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение трех лет с момента окончания указанной организации;

- несовершеннолетние, пострадавшие от насилия и (или) эксплуатации, жертвы торговли детьми, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних;

- граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которым бесплатная юридическая помощь оказывается в экстренных случаях в соответствии с Порядком принятия решений, утвержденным постановлением Правительства ЯНАО от 03.08.2012 № 629-П (далее – Порядок принятия решений).

Согласно пункту 2 Порядка принятия решений:

1) под термином «трудная жизненная ситуация» понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которую он не может преодолеть самостоятельно;

2) под термином «экстренный случай» понимается случай (чрезвычайная ситуация), возникший в результате происшествий и обстоятельств, угрожающих жизни или здоровью гражданина и требующий немедленного оказания помощи (авария, пожар, опасное природное явление, катастрофа, межнациональные конфликты и войны, стихийные или иные бедствия, которые повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности).


Виды бесплатной юридической помощи:

1) правовое консультирование в устной и письменной форме;

2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При обращении за бесплатной юридической помощью в юридическое бюро в автономном округе либо к адвокату, являющемуся участником государственной системы бесплатной юридической помощи, гражданин вместе с заявлением об оказании бесплатной юридической помощи представляет:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;

- документ, подтверждающий отнесение его к одной из категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.

В случае, если гражданин, обратившийся за бесплатной юридической помощью, самостоятельно не представил указанные документы, последние запрашиваются участником государственной системы бесплатной юридической помощи в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством автономного округа.


Для получения бесплатной юридической помощи в экстренных случаях гражданин, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, либо его опекун, попечитель, другой законный представитель обращается в государственное юридическое бюро или к адвокату, участвующему в государственной системе бесплатной юридической помощи, с заявлением об оказании бесплатной юридической помощи, предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также следующие документы:

- копию паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность;

- копию справки медико-социальной экспертной комиссии (в случае наличия инвалидности);

- копию медицинского заключения (справки), выданного гражданину по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях, установленных действующим законодательством (в случае неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, наличия болезни);

- копию документа, подтверждающего отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими несовершеннолетних, выданного органом опеки и попечительства (представляется детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей);

- копию документа, подтверждающего нахождение гражданина на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (представляется гражданами, относящимися к указанной категории);

- копию документа, подтверждающего совокупный доход семьи, в том числе копия справки о составе семьи (представляются малоимущими и одинокими гражданами);

- копию справки органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым (представляется безработными);

- копию документа, подтверждающего отсутствие постоянного места жительства (представляется гражданами, не имеющими постоянного места жительства);

- копию документов, подтверждающих жестокое обращение, в том числе копии судебных постановлений, актов органов следствия, медицинских заключений и т.д. (представляются гражданами, подвергшимися насилию или жестокому обращению);

- копию документа, выданного территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу или органом местного самоуправления, о том, что в результате чрезвычайной ситуации гражданин погиб (умер), или гражданину причинен вред здоровью, или гражданин лишился жилого помещения либо утратил полностью (частично) иное имущество либо документы;

- копию свидетельства о смерти погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

- копию документа, подтверждающего родственные отношения заявителя с погибшим (умершим) в результате чрезвычайной ситуации;

- копию документа, подтверждающего факт нахождения на иждивении (для лиц, находившихся на иждивении у погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации).


Государственное юридическое бюро Ямало-Ненецкого автономного округа и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование граждан в устной и письменной форме и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.


Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, - по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.


Бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если:

- у гражданина отсутствует право на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с действующим законодательством;

- гражданин обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

- гражданин просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

- гражданин просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию, о чем выдается соответствующее заключение.

Бесплатная юридическая помощь не оказывается гражданину, если прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина.



В Ямало-Ненецком автономном округе действует Государственное юридическое бюро, оказывающее бесплатную юридическую помощь гражданам

Виды бесплатной юридической помощи:

- правовое консультирование в устной и письменной форме;

- составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

- представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

При обращении за бесплатной юридической помощью вместе с заявлением об оказании бесплатной юридической помощи необходимо предоставить:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;

- документ, подтверждающий отнесение гражданина к одной из категорий, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.

Контактная информация:

ОТДЕЛ

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ БЮРО»

г. Салехард, ул. Совхозная, д. 13

(34922) 4-75-66 sal@gkuus.gov.yanao.ru

с. Аксарка, ул. Первомайская, д. 5

(34993) 2-27-77 aksarka@gkuus.gov.yanao.ru

г. Лабытнанги

г. Лабытнанги, ул. Гагарина, д. 7 (каб.211)

(34992) 5-23-15 lab@gkuus.gov.yanao.ru

г. Губкинский

г. Губкинский, микрорайон 7, д. 1

(34936) 3-56-92 gubkinsky@gkuus.gov.yanao.ru

г. Ноябрьск и г. Муравленко

г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 73, каб.234

(34963) 5-05-25 noyabrsk@gkuus.gov.yanao.ru

г. Муравленко ул. Ленина, д.66а, каб. 2

(34938) 2-33-10 muravlenko@gkuus.gov.yanao.ru

г. Новый Уренгой

г. Новый Уренгой, ул. Железнодорожная, д.6

(3494) 22-10-62 n.urengoy@gkuus.gov.yanao.ru

г. Надым

г. Надым, ул. Заводская, д. 11, помещение 34

(34995) 2-35-51 nadym@gkuus.gov.yanao.ru

Пуровском и Красноселькупском районах

г. Тарко-Сале, ул. Осенняя, д. 1,

(34997) 2-37-03 tarko.sale@gkuus.gov.yanao.ru

пгт Уренгой, ул. 3 микрорайон, д.21а

(34934) 9-12-27 pgt.urengoy@gkuus.gov.yanao.ru



График приема граждан:

Дни

приема

Часы приема

Понедельник

с 09.00 часов до 12.30 часов и с 14.00 часов до 18.00 часов

Вторник

с 09.00 часов до 12.30 часов и с 14.00 часов до 17.00 часов

Среда

с 09.00 часов до 12.30 часов и с 14.00 часов до 17.00 часов

Четверг

прием граждан не проводится

Пятница

с 09.00 часов до 12.30 часов и с 14.00 часов до 17.00 часов

Суббота

Воскресенье

выходной день









Социальные сети и мессенджеры:



Инстаграмм



ВКонтакте: Государственное юридическое ЯНАО


Одноклассники: Государственное юридическое ЯНАО


Viber: Госюрбюро ЯНАО


Whatsapp: Госюрбюро ЯНАО




Подробнее о бесплатной юридической помощи для граждан можно узнать на сайте департамента по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа: https://dpv.yanao.ru/activity/726/ , по телефону: (34922) 4-75-46, по электронной почте: urburo@gkuus.gov.yanao.ru


Информация о текущем состоянии экономики Ямало-Ненецкого автономного округа и перспективах развития (далее – автономный округ) размещена на официальном Интернет-сайте департамента экономики автономного округа (https://de.yanao.ru) в следующих разделах:

«Социально-экономическое развитие» – информация о текущем состоянии. Обновление информации проводиться с периодичностью один раз в месяц;

«Прогноз СЭР ЯНАО» – среднесрочный прогноз социально-экономического автономного округа (предварительный – ежегодно в июле, уточненный – ежегодно в ноябре);

«Стратегия СЭР ЯНАО» – Стратегия социально-экономического развития автономного округа (по мере принятия).

Официальная и достоверная статистическая информация находится в открытом доступе в Центральной базе статистических данных (ЦБСД) на сайте Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, а также в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).

Частью 1 статьи 5 Закона автономного округа от 16 декабря 2004 года № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» определено, что лица, работающие в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, расположенных на территории автономного округа, имеют право на оплачиваемый один раз в два года, за счет средств работодателя, проезд к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси).Право на компенсацию расходов по проезду к месту использования отпуска и обратно возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. В дальнейшем у работника организации, финансируемой за счет средств окружного бюджета, возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в данной организации - начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы - начиная с пятого года работы и т.д.Другими словами, право на компенсацию стоимости проезда возникает у работника с начала двухлетнего периода и утрачивается в связи с использованием права или окончанием двухлетнего периода.Согласно части 4 статьи 5 Закона № 89-ЗАО право на оплату стоимости проезда и провоза багажа у членов семьи работника организации, финансируемой за счет средств окружного бюджета, возникает одновременно с возникновением такого права у работника организации.Оплата проезда членов семьи производится независимо от времени и места использования отпуска (каникул, отдыха).Таким образом, члены семьи работника организации, имеющие право на компенсацию расходов по проезду к месту использования отпуска (каникул, отдыха) и обратно, могут воспользоваться правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в любое время в течение двухлетнего периода, дающего работнику право на оплачиваемый один раз в два года проезд к месту использования отпуска и обратно, вне зависимости от времени использования работником данного права.

Частью 6 статьи 5 Закона № 89-ЗАО установлена обязанность работника, имеющего право на компенсацию расходов по проезду к месту использования отпуска и обратно, для окончательного расчета представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска либо с даты приезда к месту жительства членов его семьи.

Таким образом, при несвоевременном представлении отчета и оригиналов проездных документов, подтверждающих произведенные расходы по проезду к месту использования отпуска и обратно, данные расходы оплате не подлежат.

Согласно части 1 статьи 5 Закона № 89-ЗАО право на компенсацию расходов по проезду к месту использования отпуска и обратно возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. В дальнейшем у работника организации, финансируемой за счет средств окружного бюджета, возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в данной организации - начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы - начиная с пятого года работы и т.д. Другими словами, право на компенсацию стоимости проезда возникает у работника с начала двухлетнего периода и утрачивается в связи с использованием права или окончанием двухлетнего периода.

Право на компенсацию расходов по проезду к месту использования отпуска и обратно возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. В дальнейшем у работника организации, финансируемой за счет средств окружного бюджета, возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в данной организации - начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы - начиная с пятого года работы и т.д. Другими словами, право на компенсацию стоимости проезда возникает у работника с начала двухлетнего периода и утрачивается в связи с использованием права или окончанием двухлетнего периода.

Если работник воспользовался правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в двухлетний период с 24.10.2012 по 23.10.2014, то воспользоваться правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно за период с 24.10.2014 по 23.10.2016, он может в любое время в течение двухлетнего периода с 24.10.2014 по 23.10.2016.

Статьей 5 Закона № 89-ЗАО установлено, что оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по кратчайшему пути и наименьшей стоимости исходя из транспортной схемы, существующей в данной местности, но не выше стоимости проезда воздушным транспортом тарифа экономического класса.

Кратчайший путь проезда на личном транспорте определяется по таблицам расстояний, приведенным в атласах автомобильных дорог.

Наименьшая стоимость проезда складывается из фактически совершенных и документально подтвержденных расходов за проезд по платным автотрассам, на приобретение горюче-смазочных материалов в пределах норм расхода топлива соответствующей марки, модели и модификации транспортного средства (определяемой на основании правовых актов Минтранса России, а в случае отсутствия соответствующих сведений в правовых актах Минтранса России на основании инструкции по эксплуатации транспортного средства), за провоз транспортного средства на железнодорожной платформе или пароме (при отсутствии дорог общего пользования на отдельных участках пути) и иных расходов, без которых проезд невозможен.

Таким образом, если сведения о нормах расхода топлива для автомобиля работника указаны в трех вариантах (в городском, смешанном циклах и по трассе), то в данном случае с учетом предусмотренного частью 3 статьи 5 Закона   № 89-ЗАО правила, согласно которому оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по кратчайшему пути и наименьшей стоимости, а также того факта, что маршрут проезда работника проходит преимущественно по трассе федерального значения Российской Федерации, при отсутствии в правовых актах Минтранса России базовой нормы расхода топлива для модели, марки и модификации эксплуатируемого работником автомобиля для установления подлежащей компенсации стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно для расчета необходимо использовать вариант нормы расхода топлива «по трассе».

В статье 5 Закона № 89-ЗАО не содержится каких-либо ограничений в части обязательной принадлежности на праве собственности личного автотранспорта, на котором совершается поездка, работнику, его супругу (супруге), членам его семьи или иным лицам в качестве необходимого условия для предоставления работнику компенсации расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно личным транспортом.

Учитывая изложенное, для проезда к месту проведения отпуска и обратно работник может использовать автотранспортное средство личного использования, принадлежащее не только ему, но и любому иному лицу на условиях генеральной доверенности, договоров аренды или безвозмездного пользования и т.д. В этом случае для работодателя имеет значение сам факт понесенных работником расходов, которые подлежат возмещению.

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр), который является общедоступным и размещен на сайте www.nalog.ru.

Уполномоченным органом по ведению Реестра является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ФНС Росии).

Таким образом, иных оснований отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства нормами действующего законодательства не предусмотрено.

Для поступления на государственную гражданскую службу необходимо соответствовать следующим требованиям:

1) являться гражданином Российской Федерации;

2) владеть государственным языком Российской Федерации;

3) быть не моложе 18 лет, но и не старше 65 лет;

4) установленным квалификационным требованиям.

Наличие гражданства другого государства (других государств) является препятствием для поступления на государственную гражданскую службу, если иное не предусмотрено международным договором. То есть, если у Вас имеется российское гражданство и гражданство другого государства, то все будет зависеть от условий договора или соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства между Россией и таким государством.
Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Не допущенный к участию в конкурсе претендент, вправе обжаловать это решение в соответствии с российским законодательством.
Требование о необходимости определенного стажа при поступлении на государственную гражданскую службу закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а конкретные требования к продолжительности стажа установлены Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы».

Данным Указом установлены следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения:
а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих, старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требования к стажу.

Гражданский служащий (гражданин), изъявивший желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы государственного органа, должны представить в государственный орган:

- личное заявление;

- заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, с фотографией

- копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

- документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

- копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

- копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

- документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

- иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Гражданский служащий (гражданин), изъявивший желание участвовать в конкурсе на включение в кадровый резерв государственного органа, представляет в государственный орган в бумажном виде или по выбору кандидата путем направления электронных образов документов посредством электронной почты на официальные адреса электронной почты государственных органов:

- заявление на имя представителя нанимателя, содержащее контактную информацию;

- согласие на обработку персональных данных;

- резюме, заполненное с использованием персонального компьютера, по форме, утвержденной правовым актом государственного органа по управлению гражданской службой, с приложением фотографии.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы.

Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Важными мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям, а также неотвратимость ответственности за совершение подобного рода правонарушений.

В законодательстве о противодействии коррупции закреплена обязанность, согласно которой государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, а невыполнение этого требования законодательства является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

Кроме того, о фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные органы и в органы местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов это – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Урегулированием конфликтов интересов на государственной гражданской службе занимаются представитель нанимателя и специально созданные для урегулирования конфликтов такого рода комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.В случае возникновения у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности.Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов образуются правовым актом государственного органа и действуют в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в случаях признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с чч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1- 3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ. Требуется ли пройти процедуру согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контролирующим органом в случаях признания несостоявшимися в соответствии с ч. 1 – 3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79 Федерального закона № 44-ФЗ электронного аукциона, запроса котировок?

В данных случаях согласования не требуется, заказчик заключает контракт самостоятельно.

Согласование осуществляется в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» комиссией по рассмотрению обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Положение о комиссии департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа по рассмотрению обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утверждено приказом департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.05.2015 № 134-О.

Срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения заказчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пп. 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 ч. настоящей статьи.

Таким образом, извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупке товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую сто тысяч рублей (п. 4 ст. 93), на Официальном сайте не размещается.

В соответствии с ч. 3 и 5 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ справка об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков не входит в перечень документов, которые вправе требовать заказчик. Таким образом, установление требования о предоставлении участником закупки вышеуказанной справки является необоснованным.
В соответствии с ч. 3 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения ч. 3 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пп. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ. На основании вышеизложенного, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик не обязан для заключения контракта обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного  с учетом ч. 1.1 Федерального закона № 44-ФЗ, путем: 

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ при определении объема закупок, предусмотренного ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, в случае если необходимый объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, рассчитанный с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ, составляет ноль рублей, то заказчик не обязан осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно п. 25 ч. 2 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.